Статья посвящена исследованию причин повышенной вибрации статоров турбогенераторов серии ТГВ мощностью 200 и 300 МВт. Как правило, это связано с нарушением связи сердечника статора и промежуточной рамы. В то же время опыт показывает, что ухудшение вибрационного состояния статора может быть обусловлено ослаблением прессовки активной стали сердечника, а также неудовлетворительными динамическими свойствами корпуса статора. Рассматриваются возможные способы снижения повышенной вибрации статоров в условиях электростанций в зависимости от причин ее возникновения. Приведены соответствующие примеры из практики. Показано, что для каждого турбогенератора мероприятия по снижению вибрации должны разрабатываться индивидуально – с учетом его вибрационных характеристик, особенностей конструкции и технического состояния.
Введение.
При вводе в эксплуатацию первых турбогенераторов ТГВ-300 в начале 1960-х годов на них был выявлен высокий уровень вибрации сердечников – до 200 мкм на холостом ходу с возбуждением. Причина – недостаточная изгибная жесткость сердечника и, как следствие, близость его собственной частоты к частоте электромагнитной силы тяжения полюсов ротора 100 Гц [1]. По данным [2] для снижения вибрации были внесены изменения в конструкцию – увеличена высота ярма и давление прессования, усилена связь сердечника со стяжными призмами рамы путем установки радиальных и тангенциальных встречных клиньев (рис. 1). Но, как показывает опыт эксплуатации и диагностических обследований проблема сохраняется до сих пор.
Подробнее: Исследование факторов, влияющих на динамические свойства статора ТГВ-300, с целью...
Ослабление закрепления и повышенная вибрация газоразделительных сегментов находящихся на лобовых частях обмотки статора является достаточно распространенным дефектом в эксплуатации турбогенераторов типа ТВВ-320-2 и ТВВ-350-2. Как показывает опыт эксплуатации, дефект развивается достаточно быстро (до одного периода между капремонтами) и приводит к повреждению самих сегментов, загрязнению внутренней полости генератора продуктами истирания, а также серьезному повреждению корпусной изоляции стержней обмотки статора.
Подробнее: Повреждение газоразделительных сегментов турбогенераторов типа ТВВ-320-2 и ТВВ-350-2