Введение.

При вводе в эксплуатацию первых турбогенераторов ТГВ-300 в начале 1960-х годов на них был выявлен высокий уровень вибрации сердечников – до 200 мкм на холостом ходу с возбуждением. Причина – недостаточная изгибная жесткость сердечника и, как следствие, близость его собственной частоты к частоте электромагнитной силы тяжения полюсов ротора 100 Гц [1]. По данным [2] для снижения вибрации были внесены изменения в конструкцию – увеличена высота ярма и давление прессования, усилена связь сердечника со стяжными призмами рамы путем установки радиальных и тангенциальных встречных клиньев (рис. 1). Но, как показывает опыт эксплуатации и диагностических обследований проблема сохраняется до сих пор.

Ослабление закрепления и повышенная вибрация газоразделительных сегментов находящихся на лобовых частях обмотки статора является достаточно распространенным дефектом в эксплуатации турбогенераторов типа ТВВ-320-2 и ТВВ-350-2. Как показывает опыт эксплуатации, дефект развивается достаточно быстро (до одного периода между капремонтами) и приводит к повреждению самих сегментов, загрязнению внутренней полости генератора продуктами истирания, а также серьезному повреждению корпусной изоляции стержней обмотки статора.

Яндекс.Метрика